Как правильно заказать сайт или что посеешь, то и пожнёшь.
Народные мудрости, на то и народные, что проверены многими людьми, на протяжении многих лет. Они позволяют нам учиться на вековом опыте других людей, помогая избегать ошибок. Но почему-то когда речь заходит о чём-то новом — народные мудрости забываются и многие предпочитают учиться на собственных ошибках. И, чего греха таить, компаниям, предоставляющим услуги, выгодно, чтобы клиент не учился даже на собственных ошибках. Ещё более распространённая практика — давать советы, выгодные компании, предоставляющей услуги. Например, своими глазами видела статью на сайте одной компании, предлагающей разработку сайтов, в которой говорилось о том, что хороший сайт не может стоить менее 10000 долларов. Нам бы тоже хотелось убедить всех своих клиентов, что 10000 — минимальная цена хорошего сайта, но реальность такова, что стоимость сайта зависит от требований к нему и не существует цены «за хороший сайт», так как у хорошей веб студии все сайты хорошие, вне зависимости от бюджета клиента. «Noblesse oblige» и в нашей студии работают не просто профессионалы, а профессионалы Реалисты. И мы верим в то, что обманом можно привлечь, но не удержать клиента, а нам нравится работать с постоянными клиентами. И, желательно, с клиентами профессиональными, которые понимают, что и зачем они делают. Поэтому каждому своему клиенту мы объясняем что, зачем и почему.
Памятка профессионального клиента: как правильно заказать сайт.
1. Если на сайте разработчика не указаны цены — скорее всего, менеджер выслушает вас, но не для того, чтобы выяснить ваши требования, а платёжеспособность. То есть работает такая студия по принципу таксиста, который первый цену не назовёт в надежде получить максимум, который клиент готов заплатить. Конечно, сайт не кусок колбасы и нельзя сказать стоимость разработки сайта до рубля, не узнав, что хочет получить клиент. Но обозначить границу и то, что влияет на стоимость создания сайта абсолютно реально, по крайней мере для профессионала. Ведь существуют определённые критерии оценки и они вполне осязаемы. Более того, указать верхний порог тоже возможно. Поэтому цена должна быть указана и желательно — с расшифровкой того, что входит в стоимость разработки сайта.
2. Стоимость разработки сайта имеет как объективный низший, так и верхний порог. То есть не стоит думать, что студия, которая берёт за разработку сайта 10000 долларов сделает сайт лучше, чем студия, у которой разработка сайта стоит 1000-3000 долларов. Но верить в то, что за 200 долларов, можно заказать качественный интернет магазин с индивидуальным дизайном и установкой магазина на хостинге, тоже не стоит.
3. Студия веб-дизайна, которая уважает и ценит своих клиентов и своё время, не позволит себе выполнить работу наполовину. Поэтому первичная оптимизация сайта должна входить в стоимость разработки. То есть внутренний код сайта: заголовки, комментарии к картинкам и ссылкам, получение счётчиков, регистрация в поисковых системах — не отдельные услуги, а часть работ по созданию качественного сайта. Те, кто за эти услуги просит дополнительную оплату или передаёт клиенту сайт без оптимизации, просто вымогают деньги и недобросовестно выполняют свою работу. Тем более, оптимизировать сайт под поиск при разработке сайта гораздо проще и быстрее, чем оптимизировать готовый сайт.
4. Продвижение сайта в поисковых системах не что иное, как качественная информационная поддержка сайта. Разумеется, осуществить такую поддержку может не каждый, но и рассказы о невероятных сложностях продвижения, об уникальных методах продвижения сайта — преувеличение, стремление получить больше денег за «название услуги» или мнение дилетанта. Для профессионала продвижение сайта — кропотливая работа, но не более того. Разница с обычной поддержкой сайта лишь в том, что при поддержке сайта исполнитель работает с информацией, которую ему предоставляют, а при продвижении — с профильной информацией в общем. Стоимость продвижения зависит от набора ключевых слов и от конкуренции по выбранным словам. Что касается гарантий и молниеносного продвижения — в большинстве случаев речь идёт о покупных ссылках, что нарушает лицензию поисковых систем, и сайт, продвигаемый таким образом, попадает в зону риска.
5. Важно помнить и о том, что продвижение сайта не решит все маркетинговые и рекламные задачи. В нашей практике был клиент, сайт которого находился в ТОП 10 Яндекса по всем желаемым ключевым словам, но это не прибавило ему клиентов, так как предлагая дорогостоящую услугу, компания решила отказаться от офиса и максимально снизить цены в сравнении с конкурентами. Но этот ход привёл к тому, что компания не вызывала доверия у потенциальных клиентов. Поэтому взвешивайте все ЗА и ПРОТИВ перед тем как заказать продвижение сайта. И не забывайте об альтернативном способе привлечения клиентов на сайт — контекстной рекламе.
6. Не вызывает особого доверия студия, сотрудники которой готовы выполнять все пожелания клиента при создании сайта. Разумеется у всех свои вкусы, но сайт не площадка для реализации художественных замыслов, а инструмент бизнеса. И подходить к разработке сайта надо профессионально, учитывая множество факторов, среди которых личные предпочтения далеко не на первом месте. Профессионал прямо скажет клиенту, если его пожелания мешают достижению поставленной задачи.
7. Перед тем, как позвонить в студию и заказать разработку сайта, чётко сформулируйте свои пожелания к дизайну сайта, к его функциональности, сформулируйте задачи, которые сайт должен решать; каким образом должна осуществляться поддержка сайта, как будут привлекаться клиенты на сайт. Чем подробнее Вы сформулируете задачи, цели и требования — тем эффективнее будет работать сайт, тем точнее определён бюджет на создание, поддержку и продвижение сайта. Для того, чтобы Вам было проще сформулировать все требования к сайту, мы предлагаем Вам изучить анкету для создания сайта.
8. Помните, что определить бюджет на создание, поддержку и продвижение сайта и потратить деньги — совершенно разные вещи. Как правило, услуги веб студий оплачиваются по предоплате и в этом нет ничего удивительного. Но заказывать продвижение сразу же после размещения сайта в сети не имеет смысла, так как для индексации сайта поисковыми системами нужно время, поэтому имеет смысл подождать месяц-два после публикации сайта и только потом решать, нужно продвижение сайта или нет. Потратить деньги Вы успеете всегда, поэтому не упускайте возможность обдумать необходимость расходов.
9. Не забывайте считать деньги. Сайт в наше время есть практически у любой компании. Но постоянно вкладывать деньги в сайт имеет смысл только тогда, когда сайт окупает вложения. В противном случае эти вложения не имеют смысла.
10. Системы управления контентом (CMS). Система управления контентом даёт возможность вносить изменения в сайт человеку, который не обладает достаточными навыками работы с кодом сайта. В идеале использование CMS позволяет вносить изменения быстро и с минимальными финансовыми затратами. Но на практике не всегда получается быстрее и выгоднее. Во-первых, управление сайтом и «отсутствие навыков» сами по себе вещи трудно совместимые. Ведь необходимо добавлять и убирать страницы, оптимизировать код под поиск, добавлять, удалять и менять информацию и если у человека, отвечающего за сайт есть другие обязанности или навыков недостаточно, вполне возможны ошибки при внесении изменений. Или человек, который должен оперативно добавлять информацию не будет успевать сделать это вовремя. Поэтому принимая решение о том, кто будет поддерживать сайт, имеет смысл проконсультироваться о том, сколько может стоить поддержка сайта профессионалами, тем более на сегодняшний день вариантов профессиональной, качественной и недорогой поддержки сайта много. Но об этом читайте подробнее в статье «Памятка профессионального клиента: кому доверить поддержку сайта».
11. Портфолио каждой веб-студии — важный аспект, на который необходимо обратить внимание, выбирая разработчика сайта. Но нельзя считать портфолио определяющим звеном. Ведь сайты создаются для каждого клиента индивидуально, с учётом пожеланий клиента, а также с учётом бюджета заказчика.
Это — основные моменты, которые необходимо учесть при выборе веб-студии и при заказе сайта, и при заказе сопутствующих услуг. Это поможет сэкономить Вам время и деньги без ущерба для качества и эффективности сайта.
Желаем удачи, коллектив студии веб-дизайна Реалист.